ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
история идей
история
первобытного
общества
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, преподавателей из стран СНГ, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Запись на курс до
20 октября 2025
АНДРЕЙ ТУТОРСКИЙ
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.

Читать текстовую версию ↓

«Здравствуйте, уважаемые будущие слушатели курса по антропологии и истории первобытного общества глазами этнографа. Меня зовут Туторский Андрей Владимирович, я преподаватель исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, исследователь Русского Севера, работал в Папуа-Новой Гвинее, однажды был в Амазонии. Всеми этими знаниями о традиционных культурах я хотел бы поделиться с вами в рамках курса.

Этот курс может быть интересен нескольким категориям слушателей. Во-первых, он более подробно объясняет этнографическую составляющую курса истории первобытного общества, который читается на большинстве исторических факультетов российских университетов. Если вам хочется понять, как этнографические данные совмещаются с археологией, как они используются, что из них можно вынести, а чего лучше не использовать, вы узнаете об этом в рамках данного курса.

На мой взгляд, этот курс может служить и введением в социальную антропологию. Дело в том, что когда социальная антропология как наука формировалась в конце XIX — начале XX века, почти все антропологи и этнографы изучали именно первобытные общества. Когда создавались классические концепции Льюиса Генри Моргана, Франца Боаса, Бронислава Малиновского, Альфреда Радклиффа-Брауна и многих других, в центре их интересов находились те общества, которые тогда назывались первобытными.

В ходе изучения исследователи понимали, что эти общества не настолько первобытные, как казалось на первый взгляд. Но концепции уже были сформулированы и часто укладывались в рамки того, что называлось теорией первобытности. Знакомство с этими базовыми концепциями социальной антропологии и отчасти их критика также входят в наш курс. С этой точки зрения лекции можно рассматривать не как знакомство исключительно с первобытностью, а как введение в основы социальной антропологии.

Курс включает в себя несколько важных для холистического понимания любой культуры сюжетов: антропология родства, проблемы брака и семьи, экономическая антропология и обмен Кула на Тробрианских островах как классический пример экономической антропологии. Мы обсудим классические подходы к изучению религий, например трактовки тотемизма у различных исследователей. Также рассмотрим современные взгляды на процесс политогенеза и критику марксистских концепций происхождения государства.

Кроме того, курс включает критику нашего современного видения людей каменного века, феномен так называемой «живой первобытности» и обсуждение проблем аккультурации. Вся эта проблематика связана с тем, что в начале XX века называлось историей первобытного общества, а сегодня воспринимается как классические сюжеты социальной антропологии.

Люди, которые слушают лекции по социальной антропологии, часто говорят, что после каждой лекции их мир меняется.

Приходите на наш курс — и ваш мир никогда не будет прежним".
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 29 сентября
Записаться на курс можно до 20 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 08 февраля 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • Обеспечить студентов достоверной информацией (совокупностью исторических знаний) об основных фактах, гипотезах и теориях, о процессах антропогенеза и социогенеза;
  • Сформировать целостное представление о месте различных видов ископаемых людей в процессе сапиентации;
  • Раскрыть многогранность, сложность и противоречивость реконструкций доисторического периода истории человечества, а также причин неоднозначного их восприятия ученым сообществом.

В результате освоения курса
вы научитесь:
  • самостоятельно работать с этнографическими/антропологическими, палеоантропологическими и археологическими источниками.
  • сравнивать факты, версии и оценки различных элементов антропосоциогенеза, применять их для ориентации в социально-политической и других сферах жизни общества, включая анализ информации, поступающей из СМИ.
  • вырабатывать ответственную и взвешенную позицию по отношению к основным фактам и явлениям первобытной истории, вести обсуждение проблем, аргументированно отстаивая свою позицию.
и будете знать:
  • фактический материал о находках ископаемых людей, археологических реконструкциях их культуры, способы этнографической реконструкции первобытности и их критику.
  • ключевые элементы антропосоциогенеза, а также понятия, связанные с ними;
  • результаты полевых исследований, а также биографии крупнейших ученых этнографов, антропологов, археологов и биологов, изучавших первобытное общество.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 16 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификации, публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.

Продолжительность курса

56 часов

16 недель

Образовательная программа состоит из 16 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также по результатам итогового эссе.

АНДРЕЙ ТУТОРСКИЙ ОТВЕЧАЕТ
НА НАШИ ВОПРОСЫ:
Чем антропологический взгляд на первобытные общества отличается от взгляда исторического, археологического или даже экономического?
Андрей Туторский: Антропологический взгляд на историю первобытных обществ нельзя сказать, что отличается от исторического или археологического. Он является одним из методов реконструкции того, что было в глубокой древности, в первобытности.
У нас очень мало археологических свидетельств и полностью отсутствуют письменные. Поэтому нам нужно каким-то образом реконструировать предметный и духовный мир, а также социальную систему, существовавшую в первобытных обществах.

Когда археологических данных в конце XIX века было совсем мало, учёные использовали метод, которым пользовался, например, Чарльз Дарвин для реконструкции эволюции животных видов. Дарвин на корабле «Бигль» проплыл вокруг земного шара, изучил географическое разнообразие и, переложив его на хронологическую шкалу, создал модель развития животного и растительного мира на Земле. Во второй половине XIX века этнографы и антропологи действовали примерно так же: они изучали разные народы, прикладывали географическое разнообразие на хронологическую шкалу и предлагали первые варианты реконструкции первобытного общества.

Позднее, когда количество археологических данных увеличилось, именно они заняли лидирующее место в понимании доисторического общества. Однако археология очень слабо освещает социальную сферу и сферу духовной культуры. И здесь значение старого метода, выработанного ещё в XIX веке, сохраняет актуальность, ведь заменить его нечем. Поэтому социально-антропологический, или этнографический, взгляд служит реконструкции тех сторон первобытности, где других данных просто не существует.
Как антропологи компенсируют малое количество письменных свидетельств, и как проверяют свои предположения о способах мышления первобытного человека, если они всё время вынуждены интерпретировать археологические свидетельства и почти никогда не могут увидеть, что он думал?
Андрей Туторский: Если говорить об интерпретации археологических свидетельств, то в конце XIX века, когда складывалась идея первобытности и формировались ключевые концепты — первобытное равенство, групповой брак, палка-копалка, — этнографы и антропологи археологические данные не комментировали. Их просто не было. Они были первопроходцами в изучении истории первобытности. В их руках тогда находились и первые экономические концепты, ведь экономика времён Маркса понималась как наука об обществе в целом.

Антропологи реконструировали те этапы истории, о которых ничего не было известно. Они ничего не интерпретировали, а давали первые данные. Затем, когда археологические материалы стали весомее и теснее связаны с доисторическим, догосударственным периодом, антропология превратилась в науку, которая эти данные дополняет. Но проверить её реконструкции невозможно.

Почему всё же важна антропология, интерпретирующая археологию? Потому что именно антропологи в XIX веке создавали основные концепты. Изучая историю своей науки и переоценивая понятия XIX века, они лучше понимают, что тогда было сделано неверно. Например, идея первобытного равенства не подтверждается никакими этнографическими данными. Мы не знаем ни одного общества без иерархии. Все общества иерархизированы.

Роль антропологии, в особенности в нашем подходе, заключается в корректировке концептов XIX века. Для археологов они остаются книжными схемами, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Для антропологов же эти концепты оказываются частично ошибочными. Мы видим: в каждом обществе, от охотников и собирателей до мегаполисов, существует множество иерархий. Значит, и у первобытных людей, скорее всего, тоже были свои главные — в охоте, в разбитии лагеря, в ритуальных функциях.

Корректировка заключается не в том, что мы точно узнаём, как жили люди, а в том, что мы оцениваем представления XIX века и проверяем их на современных этнографических данных. Так, мы до сих пор не знаем, было ли у первобытных людей равенство. Но если сейчас не существует общества с равенством, мы предполагаем, что идея первобытного равенства — это романтическая выдумка исследователей XIX века, пытавшихся проецировать образ будущего «правильного» общества в далёкое прошлое.
Насколько значительно изменилась наука о первобытных обществах за последние 10 лет и что нового может привнести преподаватель Вуза в свой курс?
Андрей Туторский: За последние десять лет исследование первобытных обществ не сильно изменилось, принципиальных открытий не было. Был найден Денисовский человек — важное открытие, хотя информации о нём немного. Существенные изменения произошли на рубеже XX—XXI вв.еков, когда в изучение первобытности вошли данные генетики и палеопатологии, давшие знания о болезнях и повреждениях древних людей.

К этому же времени относятся крупные археологические проекты: в Южной Африке, Индонезии, Китае. Накапливается большой археологический материал, публикуемый в национальных журналах. Научное сообщество стало больше, национальные традиции сильнее. Появилось множество разных взглядов на первобытное общество. Например, случай с человеком с острова Флорес: сначала сенсация, потом скепсис, потом осторожный консенсус, что это особый человек, похожий на эректусов, но живший позднее неандертальцев и денисовцев — около 20 тысяч лет назад, когда уже почти повсюду были сапиенсы.

Антропологический взгляд, предлагаемый в курсе, показывает: знание о первобытности формируется не только открытиями, но и общественно-политическими представлениями. Когда они меняются, меняются и образы первобытности. Яркий пример — идеи начала 2010-х годов об экологических катастрофах, в которых обвиняли Homo sapiens. Так, в Австралии считали, что люди истребили гигантских сумчатых. Позднее оказалось, что исчезновение дипротодона связано скорее с изменениями температурного режима на переходе от мезолита к неолиту, а скорее даже от верхнего палеолита к мезолиту, — с так называемыми температурными качелями Дриаса. Человек не то чтобы совсем не виноват, но был лишь одним из факторов.

Итак, данный курс учит видеть в прошлом не объективные данные, а реконструкцию, зависящую от идей своего времени. Экологическая повестка первых десятилетий XXI века, перенесённая на изучение первобытного общества, — это пример того, как наши современные взгляды влияют на интерпретацию прошлого".
Туторский Андрей Владимирович
Преподаватель
доцент кафедры этнологии МГУ. Лауреат фонда В. Потанина для молодых преподавателей МГУ (2012), участник и руководитель ряда проектов РФФИ и РГНФ. В 2014 году в рамках программы «Researcher links» проходил стажировку в департаменте социальной антропологии в университете Кембриджа. С 2006 года ведет полевые этнографические исследования на Русском Севере, в 2003, 2004 и 2012 гг. совершал экспедиционные выезды в Саратовскую и Волгоградскую области, в 2010, 2018 году — в Меланезию (Берег Маклая), в 2011 году — в Амазонию.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Понятия, периодизация, источники в истории первобытного общества
Лекция посвящена ключевым понятиям истории первобытного общества. Различие исторического и социологического понимания истории первобытности. Термины, которыми обозначается первобытный тип культуры: первобытный коммунизм, доклассовые общества, бесписьменные общества, традиционные общества. Четыре этапа изучения первобытности, роль этнографических знаний на каждом из этих этапов.
2.
2.
Источники изучения первобытного общества
Лекция посвящена характеристике источников, используемых для реконструкции первобытности. Ископаемые источники: антропологические, археологические, геологические, палеозоологические. Археология как важнейший источник периодизации первобытного общества, его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры. Проблема сохранности различных материалов, тафономия. Аналоговые источники: этнологические (этнографические), письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.), данные этологии высших приматов. Этнографические источники — свидетельства о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития.
3.
3.
Неолитизация (Неолитическая революция). Появление основ современной цивилизации
В лекции рассмотрены идеи В. Г. Чайлда о неолитической революции, оазисная теория. Учение Н. И. Вавилова о «первичных центрах» культивации растений и доместикации животных, «вторичные» центры, дискуссия о «центрах» и «не-центрах». Сущность «приручения», «культивации» и доместикации. Последовательность процессов. Гипотезы об овладении технологией выращивания растений (Э.Ган, Д. Фрезер, Д. Букинич). М. Салинс и понятие «общества первоначального изобилия». Правомерность использования понятия доместикация. Процесс одомашнивания животных. Виды животных и время их одомашнивания. Проблема реконструкции одомашнивания собаки, исследования П.Саволайнена. Сложение первобытного комплексного присваивающе-производящего хозяйства. Революция вторичных продуктов (Э.Шеррат).
4.
4.
Историография первобытности. Остаточные концепции
Основные этапы изучения первобытности. Возникновение в середине XIX в. истории первобытного общества как науки на основе этнографических данных и эволюционной теории (И.Бахофен, Э. Тайлор, Д. Мак-Леннан, Л. Г. Морган и др.). Критика этих построений Э. Вестермарком, Дж. Мердоком, Э.Сервисом.
Состояние изучения первобытной истории и культуры в 20 веке. Археологические и антропологические находки и взгляды зарубежных исследователей (Л.Лики, Р. Дарт, Д. Джохансен, В. Алексеев, Т. Уайт, А. Деревянко и др.).
5.
5.
Отношения родства. История изучения
Лекция посвящена феномену родства в традиционных обществах. Классификационное и описательное родство. Гипотеза Л. Г. Моргана о причинах возникновения описательных систем родства, как пережитка группового брака. Гипотеза А. Р. Редклифф-Брауна о групповом сознании традиционных народов. Родовые отношения — как социальные связи. Идеи Г. Мейна, Н. А. Бутинова, Бр. Малиновского и др.
6.
6.
Отношения родства. Родство как форма социальности
В лекции на примере племени короваев рассмотрены формы отношений родства и приведены их аналоги в «западной» культуре. Описано, что значит быть дедушкой, почему брат матери — это наиболее важный человек в большинстве культур. Описываются отношения мужа и жены через призму инаковости и вечной противоположности брачных партнеров.
7.
7.
Проблемы семьи и брака. Историография
В лекции рассмотрены формы парной семьи (моногамия, полигиния, полиандрия). Материнский и отцовский счет родства. Локальность поселения супругов (вирилокальность, уксорилокальность, амбилокальность, авункулокальность). Материнское и отцовское право. Критика концепции так называемого «матриархата» (гинекократии). Дуальная экзогамия и фратриальная система. Экзогамия и эндогамия и гипотезы об их возникновении.
8.
8.
Проблемы семьи и брака. Этнографические примеры
В лекции рассматривается система четырех брачных классов у аборигенов Австралии. Указываются основные принципы функционирования этой системы. Эта система не пережиток древних форм отношений, а эффективно работающая реальность, которая увеличивает зону своего распространения. Описываются институты, формирующие брачные отношения в первобытных обществах: сватовство, выкуп невесты. Оба института имеют целью подчинить индивидуальную волю человека, вступающего в брак, коллективным интересам.
9.
9.
Экономика первобытных обществ. Формальный подход
Лекция посвящена различным взглядам на экономику: формалисты и субстантивисты. Феномен престижной экономики. Труды М. Мосса и Бр.Малиновского. Принципы престижной экономики: торговля как воплощение социальных связей, дарение требует ответа, обязанность давать и возвращать. Дух вещи «хау». Деньги в традиционном обществе. Деньги острова Яп. Деньги из раковин в Меланезии, французской Африке и России. Собственность на орудия труда и на землю. Проблема собственника. Особые, мифо-ритуальные связи с землей у австралийцев.
10.
10.
Экономика первобытных обществ. Этнографический пример: обмен кула
В лекции рассматривается наиболее известный в науке этнографический пример дарообменного института — обмен «кула» в регионе Миссим в Меланезии. Дарение «ваигуа», два направления движения подарков. Соотношение «кула» и «гимвали». Количество партнеров в обменных отношениях, социология обмена «кула». Мифология «кула». «Потлач», раздаривание богатств у индейцев северо-западного побережья Америки и его аналоги у других народов. Социальный, экономический и политический смысл «потлача». «Потлач» и проблема эксплуатации.
11.
11.
Значение мифа в простых (первобытных) обществах
В лекции рассмотрено узкое и широкое значение понятия «миф» («вечный священный мир первотворения» и его литературно-идеологические варианты, соотношение мифа и сказки). Миф как синтез мировоззрения, мироощущения и воли к достижению общественного идеала. Миф как эстетическое отношение к миру и его эстетическое преображение. Соотношение мифа с религией и магией. Миф как квазиистория. Пространство и время мифа. Время сновидений, альчеринга.
12.
12.
Религия в традиционном обществе. Классификации и объяснения
В лекции рассматривается природа дихотомии «сакральное — профанное». Мир «священного» как высшая санкция социальных норм. Категории «естественное» и «сверхъестественное». Соотношение веры, знания, магии и ритуала. Колдуны, шаманы и жрецы в социальной структуре и культовой практике традиционных обществ. Проблема типологии ранних форм религии: анимизм, анимализм, тотемизм, фетишизм, нагуализм, культ предков, культ тайных мужских союзов, промысловые культы, культ правителя и др.
13.
13.
Религия в традиционном обществе. Этнографические примеры
В лекции рассматриваются конкретные формы религиозных воззрений. Описывается неразделенность ранних религиозных воззрений. Вера в безликую силу «мана» у меланезийцев (Р.Кодрингтон), аналогии в других частях света. Тотемизм в трудах В. Шмидта, Э. Дюркгейма, Р.Берндта. Шаманизм у народов Сибири и индейцев Амазонии, аналогии в других частях света. Монотеистические религии и их народные версии (проблема двоеверия и религиозного синкретизма).
14.
14.
Политогенез и происхождение государств
В лекции рассматриваются предпосылки и ход разложения первобытно-общинных отношений, проблема неизбежности политогенеза. Понятия гомоархия и гетерархия. Проблема уровней власти, сложные и суперсложные вождества. Проблема легитимации власти. Отличия бигмена от вождя. Полинезийские королевства как примеры суперсложных вождеств: королевство Камеамеа I на Гавайях, королевство Помаре IV на Таити, соотношение синполитейных и апополитейных факторов.
15.
15.
Живая первобытность: кто был эталоном первобытности
В лекции рассмотрены так называемые «традиционные общества» в условиях колониальной системы и современных развивающихся стран. Кочевые и полукочевые общества в Новое и Новейшее время, малые, «традиционные» народы тропиков Африки, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Австралии, Южной Америки. Арктические народы.
16.
16.
Живая первобытность: проблема аккультурации
Лекция посвящена историческим вариантам трансформации традиционных общинных, родственно-корпоративных и потестарных структур в колониальном обществе. Становление и развитие трайбализма. Процессы аккультурации в XX веке: традиционная духовная культура в условиях столкновения с цивилизацией — «культы кризиса» (милленаризм, эсхатология, профетизм), возникновение синкретических религиозных систем на базе мировых религий и племенных культов. Туризм и традиционная культура, от «карго-культов» к «каргоизмам».
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  • Алексеев В. А. Першиц А.И. История первобытного общества. 4−5-6 издания М.: Высшая школа, 1990, 2001, 2004.
  • Артемова О. Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных социальных систем). М.: «Смысл», 2009. — 560 с.
  • Березкин Ю. Е. Варианты политогенеза в догосударственную эпоху и подходы к их изучению // Антропологический форум. № 20. 2014. С. 187−217.
  • Березкин Ю. Е. Между общиной и государством. Среднемасштабные общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике. СПб: МАЭ РАН, 2013. — 254 с.
  • Бондаренко Д. М. Государство и идеология родства // Политическая антропология традиционных и современных обществ / Отв. ред. Н. Н. Крадин. Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2012. С. 30−41.
  • Бондаренко Д. М. Некоторые ключевые проблемы изучения охотников-собирателей в контексте общей теории эволюции архаических социумов // Этнографическое обозрение. 2010, № 3. С. 146−155.
  • Бужилова А. П.Homo sapiens. История болезни. М., 2005. — 320 с.
  • Васильев С.А., Ю. Е. Березкин, А. Г. Козинцев, И. И. Пейрос, С. Б. Слободин, А. В. Табарев. Заселение человеком Нового Света: опыт комплексного исследования. СПб: Нестор-История, 2015. — 680 с.
  • Крадин Н. Н. Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001, 213 с. 2-е изд. перераб. и доп. Политическая антропология: Учебник. М.: Логос, 2010, 2011. — 270 с.
  • Марков Г. Е. Первобытное общество. Учебное пособие. М., 2009.
  • Правитель и его подданные: социокультурная норма и ограничения единоличной власти / Ред.: Д. М. Бондаренко, А. А. Немировский. М.: Институт Африки РАН, 2009. — 307 с.
  • ТуторскийА.В. Взгляды А. А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности? // Исторические Исследования, N 4, 2016. C. 111−124.
  • Kuper A. The Invention of Primitive Society: Transformations of an Illusion. london — New York, 1988. — 272 c.
  • Sahlins M. What Kinship Is-And Is Not. Chicago — London, University of Chicago Press, 2013 — 120 c.
  • Schlanger N., Taylor A. C. La préhistoire des autres //Perspectives archéologiques et anthropologiques, Paris, éd. La Découverte, 2012. — 381 c.
  • Stasch R. Society of Others. Kinship and Mourning in a West Papuan Place. Berkeley — Los Angeles — London, University of California Press, 2009. — 317 c.