Как антропологи компенсируют малое количество письменных свидетельств, и как проверяют свои предположения о способах мышления первобытного человека, если они всё время вынуждены интерпретировать археологические свидетельства и почти никогда не могут увидеть, что он думал? 
 Андрей Туторский: Если говорить об интерпретации археологических свидетельств, то в конце XIX века, когда складывалась идея первобытности и формировались ключевые концепты — первобытное равенство, групповой брак, палка-копалка, — этнографы и антропологи археологические данные не комментировали. Их просто не было. Они были первопроходцами в изучении истории первобытности. В их руках тогда находились и первые экономические концепты, ведь экономика времён Маркса понималась как наука об обществе в целом.
Антропологи реконструировали те этапы истории, о которых ничего не было известно. Они ничего не интерпретировали, а давали первые данные. Затем, когда археологические материалы стали весомее и теснее связаны с доисторическим, догосударственным периодом, антропология превратилась в науку, которая эти данные дополняет. Но проверить её реконструкции невозможно.
Почему всё же важна антропология, интерпретирующая археологию? Потому что именно антропологи в XIX веке создавали основные концепты. Изучая историю своей науки и переоценивая понятия XIX века, они лучше понимают, что тогда было сделано неверно. Например, идея первобытного равенства не подтверждается никакими этнографическими данными. Мы не знаем ни одного общества без иерархии. Все общества иерархизированы.
Роль антропологии, в особенности в нашем подходе, заключается в корректировке концептов XIX века. Для археологов они остаются книжными схемами, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Для антропологов же эти концепты оказываются частично ошибочными. Мы видим: в каждом обществе, от охотников и собирателей до мегаполисов, существует множество иерархий. Значит, и у первобытных людей, скорее всего, тоже были свои главные — в охоте, в разбитии лагеря, в ритуальных функциях.
Корректировка заключается не в том, что мы точно узнаём, как жили люди, а в том, что мы оцениваем представления XIX века и проверяем их на современных этнографических данных. Так, мы до сих пор не знаем, было ли у первобытных людей равенство. Но если сейчас не существует общества с равенством, мы предполагаем, что идея первобытного равенства — это романтическая выдумка исследователей XIX века, пытавшихся проецировать образ будущего «правильного» общества в далёкое прошлое.