Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
Запись на курс откроется 19 февраля
Начало курса - 11 марта
Запись до 18 марта
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, аспирантов, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
1500 ₽
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Форма обучения: заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Общая продолжительность курса – 72 часа, 8 недель.

Курс «Как сделать научное исследование: методология, инструменты, методы» предназначен для студентов и аспирантов, которые должны завершить обучение выпускной работой или диссертацией в области общественных наук, и для преподавателей, которые руководят научными исследованиями студентов и аспирантов. А также для всех исследователей, кто хотел бы освежить знания о различных методах и инструментах проведения исследования.
Мы предлагаем вам познакомиться с основами методологии проведения исследования, с некоторыми полезными инструментами, с популярными количественными и качественными методами исследования в общественных науках. Курс, который вы планируете изучить, по определению – обзорный, он   не рассчитан на глубокое погружение в конкретные методы и программы. Более детальное знакомство с каждым из представляемых инструментов или методов планирования и реализации научного проекта потребовало бы отдельного курса, и такие программы есть, в том числе и в онлайн формате. Мы же ставили своей задачей показать именно палитру, максимально более полный спектр возможностей, которыми располагает ученый-обществовед.

Успешно освоившим курс выпускникам выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации или электронный сертификат. Подробную информацию о выдаваемых документах и о требованиях к соискателям каждого из них вы сможете найти в специальных разделах/вкладках курса: «Повышение квалификации» и «Система оценки».

  В результате обучения вы сможете лучше:
  • выбирать подходы, методы и инструменты для проведения своего научного исследования и/или организации исследовательской работы студентов,
  • применять современные электронные программы для проведения качественных и количественных исследований: на примере статистического пакета, языка программирования, гео-информационных систем, программ для контент-анализа качественных и смешанных текстов, программы визуализации результатов исследований,
  • уметь представить результаты своих исследований,
  • подготовить заявку на исследование для получения его финансирования,
  • понимать общие принципы работы с библиографическими информационными ресурсами.
Это весьма насыщенный курс, позволяющий получить представления о том, как сделать научное исследование, которое можно будет представить и строгой аттестационной комиссии, и научному фонду, финансирующему научные проекты, и библиометрическим системам, оценивающим рейтинг исследователей.

Курс разработан на основе модуля, читаемого с 2013 года аспирантам экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках научного семинара.

В создании этого курса также участвовали и несколько других преподавателей из МГУ: д.э.н., профессор, Зотова Е.А., к.э.н., Калягин Г.В., к.э.н., Кучмаева О.В., д.э.н., Панин А.Н., к.г.н., Пересветов С.Б., к.э.н., Захаров Л.Н.

Еженедельно будет открываться одна тема (один модуль) курса: вашему вниманию будут предоставлена одна или две видеолекции по теме, презентации к ним, материалы преподавателей, задание по модулю. Освоение каждого модуля завершается выполнением небольшой по объему письменной работы, которую необходимо выполнить в течение двух недель с момента «открытия темы». Работы будут проверяться вашими коллегами, слушателями данного курса, в режиме взаимного оценивания (peer assessment), вам также предстоит оценивать работы других слушателей.

Итоговая работа по курсу – тест на усвоение всего представленного инструментария исследователя.

Входные требования: уровень образования – не ниже бакалавриата. При этом студенты-бакалавры также могут пройти полное обучение по программе, они не могут лишь претендовать на получение Удостоверения о повышении квалификации. 

ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить два вида сертификатов:

— Электронный сертификат STEPIK и Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификация публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB:Если вы учитель, сотрудник, студент, аспирант общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, вузов или библиотек, вам предоставляется доступ к курсу по льготной стоимости (1500 рублей), также мы предоставляем бесплатный доступ для всех преподавателей ВУЗов и ССУЗов. Для получения скидки мы просим вас прислать на наш электронный адрес info@gaidaruniversity.ru документы, подтверждающие место работы или учебы (это может быть фото/скан студенческого билета, удостоверения преподавателя или справка с места работы). И в течение пары дней мы вышлем вам персональную ссылку для льготного доступа к курсу.

Продолжительность курса

48 часов

8 недель

Образовательная программа состоит из 8 разделов (модулей)

в каждом модуле – две видеолекции, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

В качестве еженедельного задания служат тесты и короткие эссе, оцениваемые самими слушателями в формате перекрёстной проверки.

После 8-го модуля предполагается итоговая аттестация – эссе по тематике образовательной программы.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Научное исследование: основы методологии или дюжина пунктов (Калабихина И.Е.)
Как формулировать тему, цели и задачи исследования. Что такое объект, предмет исследования. Как описывать данные и методы. Как выглядят гипотезы и ожидаемые результаты. Что такое новизна исследования. Какова структура научной работы. Как делают библиографические ссылки.
2.
2.
Современные количественные методы научных исследований: статистический анализ: на примере использование программы SPSS в прикладных исследованиях (Кучмаева О.В.)

Специфика и возможности программы SPSS. Структура программы. Наблюдения и переменные. Создание массива. Характеристика данных. Ввод и сохранение информации. Модули программы. Возможности преобразования данных. Модуль «Анализ данных».

Частотные распределения. Описательные статистики. Разведочный анализ. Таблицы сопряженности. Непараметрические критерии. Многомерный анализ.
3.
3.
Современные количественные методы научных исследований: использование среды R (Пересветов С.Б.).

История и принципы развития среды. Специфика и возможности среды R. Удачные примеры использования среды R (интересные пакеты в среде для финансистов, демографов и других специалистов).
4.
4.
Программы ГИС для прикладных количественных исследований (Панин А.Н.)

Основные характеристики ГИС. Специфика и современные возможности ГИС в общественных исследованиях. Удачные примеры использования ГИС в экономических и социально-демографических исследованиях и экспертных работах (наука, управление территориями, бизнес задачи).
5.
5.
Качественные методы социологических исследований (Калабихина И.Е.)
Виды количественных и качественных методов сбора данных и их анализа. Недостатки и достоинства количественных и качественных методов. Критика данных. Мифы и реальные ограничения качественных методов и способы их преодоления. Взаимная польза друг от друга количественных и качественных методов. Программное обеспечение для работы с текстами (контент-анализ) и смешанными данными (облако тегов, портрет документов и другие инструменты). Примеры успешного использования качественных методов в экономике и демографии.
6.
6.
Визуализация данных в научных исследованиях (Захаров Л.Н.)
Возможности визуализации. Подход бизнес-анализа данных. Основные типы графиков. Выбор типа графиков. Восприятие цветовой гаммы. Частые ошибки визуализации данных. Удачные примеры. Программы визуализации. Tableau Public. Microsoft Power BI. Qlik Sense. Лучшие практики.
7.
7.
Введение в библиометрию и работа с библиографическими информационными ресурсами (Калягин Г.В.)
Статистический анализ научной деятельности. Индекс цитирования (как считается). Краткая история библиометрии. Web of Science Core Collection и базы данных на этой платформе. Международная аналитико-библиографическая база данных SCOPUS. Национальные индексы научного цитирования. Российский индекс научного цитирования. Индекс Хирша, импакт-фактор, другие индексы (что надо знать исследователю, желающему быть на вершине рейтинга).
7.
7.
Общие принципы формирования исследовательской проектной заявки и технического задания на выполнение проекта. CV и анкета исследователя (Зотова Е.А.)
Заявки на проекты и ТЗ (технического задания). Оригинальный проект. Выражение заинтересованности в выполнении работы. Основные принципы написания заявки и ТЗ Требования. Бюджет. Поиск грантовых сайтов в Интернете.

) Как писать CV и заполнять анкеты. Профиль. Профессиональный опыт. Образование и квалификация. Персональные данные. Образцы. Анкета для экспертов ООН.
Ирина Калабихина
Преподаватель
д.э.н., профессор
Заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ

ДРУГИЕ КУРСЫ
ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА