ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
моделирование
закрытой экономики
макроэкономика
промежуточного
уровня:
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, преподавателей из стран СНГ, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
06 октября 2025
ЮЛИЯ ВЫМЯТНИНА
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 06 октября
Записаться на курс можно до 13 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 15 января 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с адаптацией современных моделей в области макроэкономики и макрофинансов для более реалистичного анализа экономической ситуации и понимания современной макроэкономической политики;
  • показать возможности использования результатов макроэкономических исследований последних лет в преподавании макроэкономики на промежуточном уровне (старшие курсы бакалавриата, магистратура);
  • расширить понимание слушателями современных макроэкономических дискуссий и исследований.

В результате освоения курса
вы будете уметь:
  • анализировать происходящие в экономике события с опорой на современные макроэкономические модели;
  • интерпретировать проводимую Центробанком и Правительством макроэкономическую политику с учетом современных макроэкономических моделей;
  • прогнозировать последствия различных мер макроэкономической политики в закрытой экономике
и будете знать:
  • современные макроэкономические модели закрытой экономики;
  • понятия кредитного и финансового циклов и их влияние на экономический цикл;
  • основные инструменты современной макроэкономической политики.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 10 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификации, публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.
ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.

Продолжительность курса

72 часа

10 недель

Образовательная программа состоит из 10 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также по результатам итоговой аттестации.

Юлия Викторовна Вымятнина
Преподаватель
профессор Школы вычислительных социальных наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, соавтор учебника «Макроэкономика: учебник для вузов»

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Совокупный спрос
Лекция посвящена обсуждению моделирования совокупного спроса с учетом современных макроэкономических исследований. Слушателям напоминается интерпретация совокупного спроса как одного из способов расчета ВВП, обсуждается корректное, но простое моделирование инвестиций и потребления в рамках совокупного спроса. Отдельное внимание уделяется моделированию ориентации совокупного спроса на будущее (ожиданий), а также влияние на совокупный спрос неравенства по доходам и богатству с примером на российском материале.
2.
2.
Рынок труда и совокупное предложение
Лекция посвящена обсуждению того, что определяет безработицу в современном понимании этого термина в статистике. Особое внимание уделяется специфике рынка труда в части эффективных заработных плат и влиянию совокупного спроса на установление равновесной заработной платы. Отдельно разбираются моделирование кривой установления заработной платы и кривой установления цен. Материал завершается переходом от моделирования рынка труда к современной кривой Филлипса и совокупному предложению.
3.
3.
Моделирование поведения государства
Лекция посвящена обсуждению основных направлений современной макроэкономической политики и основных институтов, ответственных за ее проведение. Особое внимание уделяется обсуждению распространенного современного варианта денежно-кредитной политики — инфляционного таргетирования. Слушателям показывается логика вывода правила денежно-кредитной политики, а также особенности реакции Центробанка при режиме инфляционного таргетирования на шоки совокупного спроса и совокупного предложения.
4.
4.
Ожидания и макроэкономическая политика
Лекция посвящена моделированию ожиданий в макроэкономике. Вводятся понятия риска и неопределенности для понимания отличий и сходств между этими понятиями. Рассматриваются основные типы ожиданий, используемых в макроэкономических моделях. Слушателям напоминается понятие критики Лукаса. Обсуждается возможный «инфляционный уклон» в случае, если ЦБ не является полностью независимым. Особое внимание уделяется случаю гистерезиса экономической активности в результате сильной рецессии и возможной реакции на него со стороны Центробанка.
5.
5.
Деньги и банковская система
Лекция посвящена рассмотрению финансовой системы в рамках макроэкономических моделей. Предложена упрощенная модель финансовой системы, позволяющая рассмотреть взаимосвязи разных видов макроэкономической политики. Слушатели получат представление о механизмах трансмиссии денежно-кредитной политики через банковскую систему. В рамках лекции напоминается понятие денег в экономике, моделирование спроса и предложения денег. Обсуждаются основные функции банковской системы, анализ основных составляющих балансов банков и Центробанка, позволяющий рассмотреть модель денежного мультипликатора. В лекции также даны пояснения относительно управления резервами банковской системы в условиях инфляционного таргетирования на российском примере.
6.
6.
Денежно-кредитная политика
Лекция посвящена обсуждению современной денежно-кредитной политики. В рамках лекции кратко представлена история перехода к инфляционному таргетированию. Детально рассмотрено, как предпочтения Центробанка относительно достижения цели по инфляции в противовес достижению определенного уровня выпуска влияют на экономическую динамику в условиях инфляционного таргетирования. Обсуждаются правила денежно-кредитной политики, а также некоторые детали трансмиссионного механизма ЦБ. Дается представление о нетрадиционных мерах денежно-кредитной политики и ее влиянии на неравенство.
7.
7.
Фискальная политика
Лекция посвящена современной фискальной политике. В лекции рассмотрены основные понятия, связанные с фискальной политикой, возможности и ограничения этого вида макроэкономической политики. Отдельное внимание уделяется мультипликатору сбалансированного бюджета. Обсуждается проблема накопления государственного долга и возможность стимулирующего эффекта госдолга в условиях рикардианской эквивалентности. В заключение обсуждается т.н. долговой уклон — вопрос растущего госдолга в развитых странах.
8.
8.
Финансовые циклы и экономика
Лекция посвящена обсуждению влияния финансовой системы на экономическую динамику. Важное место в этой теме занимает т.н. гипотеза финансовой нестабильности Хаймана Мински. Отдельное внимание уделяется понятиям кредитного и финансового циклов и механизмам, обусловливающим их формирование и развитие. Понятие финансового цикла позволяет объяснить логику развития финансового кризиса, который появляется несмотря на ответственную макроэкономическую политику властей, не учитывающих динамику основных показателей развития финансовой системы. В завершение обсуждается понятие балансовой рецессии.
9.
9.
Применение теории к практике: кризис 2008-2009
Лекция посвящена анализу финансового кризиса 2008−2009 гг. в свете изученных ранее в курсе моделей и понятий. Отдельно разбираются предпосылки возникновения этого кризиса в США, поскольку именно эта страна стала источником «заражения» кризисными явлениями всех остальных стран. Особое внимание уделяется анализу проводимой во время этого кризиса макроэкономической политике в разных странах, а также вопросам влияния этого кризиса на динамику неравенства.
10.
10.
Финансовая стабильность и макроэкономическая политика
Лекция посвящена обозначению проблемы финансовой нестабильности, ее влияния на ситуацию в экономике в целом, а также возможным путям решения прогнозируемых проблем. Особое внимание в лекции уделено вопросам макропруденциальной политики и обсуждению т.н. «нетрадиционных» финансов — новых финансовых инструментов и сервисов, значительно размывающих понятие финансовой системы в последние годы.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  1. Вымятнина Ю.В., Борисов К. Ю., Пахнин М. А. «Макроэкономика: учебник для вузов». М.: Юрайт. 2025.
  2. Антонова Д.В., Вымятнина Ю. В. Выявление и прогнозирование кредитных циклов в России // Финансы и бизнес. № 3 (Т. 13). 2017. С. 3−19.
  3. Vymyatnina Yu.V., Artemova M.V. Financial cycles in the Eurasian Economic Union // Финансы и бизнес. № 4 (Т. 15). 2019. С. 40−80.
  4. Гребенников П.И. О модернизации макроэкономики // Финансы и бизнес. № 2 (Т. 16). 2020. С. 3−33.


Дополнительная литература

  1. Carlin W., Soskice D. Macroeconomics: Institutions, Instability and Inequality / Oxford University Press. 2024. 1024 pp.
  2. Макроэкономический симулятор для работы с разбираемой моделью (на базе Excel)