ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
подходы
к изучению
позднесоветской
истории
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, преподавателей из стран СНГ, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
13 октября 2025
АРСЕНИЙ МОИСЕЕНКО
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 13 октября
Записаться на курс можно до 13 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 15 января 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с этапами развития исследований советской истории, ключевыми темами, классическими текстами, современными дискуссиями и новыми подходами;
  • показать возможности использования теоретических разработок этого направления в конкретных гуманитарных исследованиях;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными историками.

В результате освоения курса
вы научитесь:
  • анализировать литературу по тематике позднесоветской истории
  • интерпретировать исторические источники, опираясь на современные подходы
  • рецензировать исторические исследования
и будете знать:
  • классические и современные подходы к изучению истории позднего СССР
  • историю возникновения советологии как исследовательского поля
  • основные источники для исследований в области советской истории

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 10 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификации, публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.
ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.

Продолжительность курса

72 часа

10 недель

Образовательная программа состоит из 10 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также выполнение творческих заданий и итоговой письменной работы.

Моисеенко Арсений Дмитриевич
Преподаватель
научный сотрудник Факультета истории ЕУСПб, исследователь Школы философии и культурологии факультета гуманитарных наук НИУ «ВШЭ», преподаватель Факультета гуманитарных наук МВШСЭН.

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Введение. Эволюция подходов
Лекция посвящена краткому обзор основных направлений и подходов к рассмотрению истории СССР: тоталитаристская школа, ревизионизм, исследователи советской модернизации, неотрадиционалисты. Также раскрыты общие проблемы изучения раннесоветского периода, которые перенеслись в контекст анализа послевоенной истории.
2.
2.
Введение. Переосмысление подходов
Лекция посвящена критике классических интерпретаций советской истории. Рассматриваются версии исследователей к осмыслению модерности в контексте истории позднего СССР, а также потенциальные возможности выхода за рамки модерной и неотрадиционалистской парадигм.
3.
3.
Поздний сталинизм / После Сталина
В рамках лекции производится обзор актуальных концепций, осмысляющих периоды позднего сталинизма и оттепели. Ставятся вопросы о хронологических границах периодах, многослойности исследовательских интерпретаций, а также о наиболее разработанных тематических полях применительно к этим эпохам советской истории.
4.
4.
Как анализировать советскую идеологию?
Лекция посвящена обзору исследований советской идеологии после 1953 года. Акцент делается на таких аналитических инструментах как: перформативных сдвиг, авторитетный дискурс, языковая диглоссия, транслокальность, а также партийных иерархических принципах, позволявших производить идеологические тексты («дистанция» и «мимесис»).
5.
5.
Позднесоветская повседневность: Идеология, потребление, материальность
В лекции рассмотрены подходы к осмыслению различных полей позднесоветской повседневности. Во-первых, речь идет об идеологии в повседневности советского человека (концепции «лицемерия», «вненаходимости» и «воображаемого Запада»). Во-вторых, акцент делается на потребительских фреймах (потребительской революции 1970-х, туризме, парадоксах официального рынка и теневого). В-третьих, обозревается актуальное направление изучения материальности в жизни позднего СССР и формирование социалистического субъекта с помощью творческого переиначивания гражданами первоначального назначения объектов.
6.
6.
Представления о времени и парадоксы
Лекция посвящена тому, каким образом специалисты изучают режимы темпоральности, создаваемые разными акторами позднего СССР: граждане, партия и профессиональные сообщества. Акцент делается на дискурсе технооптимизма, распространение которого вышло на новый уровень в виду «бума» так называемых ИТР-ов. Соответственно, обозревается актуальная литература, авторы которой изучали преломление научно-технических нарративов в культуре, в политической среде и в контексте популяризации научного знания. Особое внимание уделяется исследованиям формирования парадокса, которое можно характеризовать как органичное сочетание радикального сциентизма и дискурса «невероятного».
7.
7.
Институты и управление в позднем СССР
В лекции рассмотрены основные методологические опции к изучению истории институтов (ведомственный и конвенциональный подходы). Кроме того, представлены классические исследования «теневого» принципов управления в позднем СССР (К. Лефор, А. Леденева, К. Вердери и др.). Особенный акцент делается на обзоре литературы об «экономическом повороте» в изучении управленческих практик, а также на эвристической значимости междисциплинарного направления «infrastructure studies».
8.
8.
Холодная война: новые подходы
Лекция начинается с общего обзора классических исследований истории Холодной войны (в качестве примера используется научное наследие Дж. Гэддиса). Однако основное внимание уделено направлению под названием «новая история Холодной войны», в рамках которого актуализируются три подхода к изучению этого исторического феномена — а) «возвращение» идеологии; б) транснациональная история / история трансферов; в) сопоставление ядерных программ / «environmentalism».
9.
9.
Перестройка и распад
В лекции формулируется историографическая проблема, согласно которой история проекта перестройки неразрывно связывается исследователями с распадом СССР. Делается вывод, что подобный взгляд сопряжен с двумя основаниями: 1) влиянием тоталитарной парадигмы на формирование транзитологии; 2) перманентным поисков причин распада СССР. В лекции также предлагаются подходы, позволяющие выйти за рамки связки «перестройка-распад» (институциональный анализ, хронологическое переосмысление и исследования субъективности).
10.
10.
Подходы к пониманию советских «после»
В лекции рассматриваются научные интерпретации «жизни» советского / социалистического после распада СССР и социалистического блока. Следуя Дж. Зависка, внимание акцентируется на том, что категория «end» более релевантна для изучения 1980−2000-х чем категория «collapse». Обзор литературы представлен по трем направлениям переосмысления «коллапса»: антропологическое, институциональное, экономическое. Также в конце лекции акцент делается на проблеме коммодификации социалистического в современном мире.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  • Воронина Т., Соколова А. Мыслить как коммунисты: протоколы сельских партсобраний эпохи «развитого социализма» // Новое литературное обозрение. 2020. № 4(20).
  • Голубев А. Вещная жизнь. Материальность позднего социализма. М: Новое литературное обозрение, 2020.
  • Голубев А. НЛО над планетарием: эпистемологическая пропаганда и альтернативные формы знаний о космосе в СССР в 1940—1960-е годы // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2021. № 3 (54).
  • Зубок В. Коллапс. Гибель Советского Союза. М.: АСТ, 2023.
  • Иванова А. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
  • Козлов Д. С. Неофициальные группы советских школьников 1940—1960-х годов: типология, идеология, практики // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940−1980-е). М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  • Конаков А. Убывающий мир: история «невероятного» в позднем СССР. М.: Издательская программа Музея современного искусства «Гараж», 2022.
  • Коткин С. Предотвращенный Армагеддон. Распад Советского Союза, 1970−2000. М: НЛО, 2018.
  • Панченко А. Уфология как религия // Новое литературное обозрение. № 3(163). 2020.
  • После Сталина: Позднесоветская субъективность (1953−1985): сборник статей. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2018.
  • Санчес-Сибони О. Красная глобализация. Политическая экономия Холодной войны от Сталина до Хрущева. СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2022.
  • Хамфри К. Постсоветские трансформации в азиатской части России. М., 2010.
  • Хархордин О. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности. СПб.: Издательство ЕУСПб, 2002.
  • Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение, 2014.
  • Collier S. Post-Soviet Social. Neoliberalism, Social Modernity, Biopolitics. Princeton-Oxford, 2011.
  • Engerman D. The Price of Aid: The Economic Cold War in India. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2018.
  • Hilger A. The Global Cold War and its Legacies // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2019. Vol. 20. № 1. pp. 208−218.
  • Humphrey C. The «Creative Bureaucrat»: Conflicts in the Production of Soviet Communist Party Discourse // Inner Asia, Vol. 10, Number 1, Special Issue: Cadres and Discourse in Late Socialist Societies, 2008. pp. 5−35.
  • Jones P. Myth, Memory, Trauma: Rethinking the Stalinist Past in the Soviet Union, 1953−70, New Haven and London: Yale University Press, 2013.
  • Rowley D. Interpretations of the End of the Soviet Union: Three Paradigms, Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 2:2, Spring 2001, pp. 395−426.
  • The Thaw: Soviet Society and Culture during the 1950s and 1960s / ed. by E. Giulburd, D. Kozlov. Toronto: University of Toronto Press, 2013.
  • Verdery K. What Was Socialism, and What Comes Next? Princeton, NJ, Princeton University Press, 1996.
  • Westad O. A. The Global Cold War: Third World Interventions and the Making of Our Times. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
  • Zavisca J. R. Explaining and Interpreting the End of Soviet Rule // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2011. Vol. 12. № 4. pp. 925−940.