ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Подпишитесь на рассылку Фонда, чтобы узнать о новых курсах
подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с её условиями
КУРС ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ
ИСТОРИЯ
Экономических
учений
стоимость курса:
8000 ₽
для учителей, студентов, преподавателей из стран СНГ, сотрудников музеев и библиотек:
для других слушателей:
для преподавателей ВУЗов и ССУЗов:
БЕСПЛАТНО
Начало курса
22 сентября 2025
РУСЛАН ХАИТКУЛОВ
2000 ₽
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КУРСА
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.
ОПИСАНИЕ
КУРСА
Начало курса: 22 сентября
Записаться на курс можно до 06 октября 2025 г. включительно
Все задания по курсу необходимо выполнить до 28 февраля 2026 г. включительно.

Цель курса:
  • познакомить слушателей с основными этапами развития экономической мысли, ключевыми мыслителями, классическими текстами экономической науки, современными подходами и дискуссиями о развитии экономической науки;
  • показать возможности использования плюралистического подхода в экономической теории;
  • расширить представление слушателей относительно возможных тем исследования и исследовательских приемов, используемых современными экономистами.

В результате освоения курса
вы научитесь:
  • критически анализировать источники экономической мысли прошлого;
  • использовать экономические теории для анализа хозяйственной практики;
  • проводить сравнительный анализ экономических теорий и школ;
будете знать:
  • основные школы экономической мысли и их наиболее значимых представителей;
  • ключевые дискуссии в истории экономической мысли;
  • основные проблемы и подходы философии экономической науки.

Необходимые базовые знания: Слушатели программы должны иметь высшее профессиональное образование.

Продолжительность курса: 20 недель.

Учебная нагрузка: 4−5 часов самостоятельных занятий в неделю.
ЧТО ПОЛУЧАЮТ
СЛУШАТЕЛИ
ПО ИТОГАМ
ОБУЧЕНИЯ
По итогам успешного освоения каждого курса слушатель Открытого университета Егора Гайдара может получить:

— Электронный сертификат Открытого университета Егора Гайдара об успешном окончании курса.

— Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, выдаваемое Благотворительным фондом Егора Гайдара на основании образовательной лицензии № 037202, выданной 02.03.2016 Департаментом образования города Москвы: http://gaidarcharity.ru/edu при условии успешного завершения образовательной программы.

Для получения удостоверения о повышении квалификации вам необходимо будет заполнить анкету и прислать пакет документов. Подробная информация о том, какие именно документы нужно прислать для зачисления на программу повышения квалификации, публикуется в каждом курсе отдельно.

——
NB: условия зачисления на курс можно найти здесь.
ПОДРОБНЕЕ О КУРСЕ
видео
Если видео не воспроизводится, то посмотреть его можно по этой ссылке.

Продолжительность курса

72 часа

20 недель

Образовательная программа состоит из 20 разделов (модулей)

в каждом модуле есть видеолекция, а также презентации по теме и дополнительные методические материалы.

По каждому модулю слушатели получают задание

Итоговая оценка складывается из тестовых заданий для промежуточной оценки, а также по результатам итоговой аттестации.

Руслан Гафурович Хаиткулов
Преподаватель
старший преподаватель департамента теоретической экономики факультета экономических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель программы «Экономика и социальные науки» Лицея Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

ПРОГРАММА КУРСА

1.
1.
Введение. Донаучная стадия
В начале первой лекции будет рассмотрена общая проблематика истории науки и специфические особенности развития экономической теории. Затем мы перейдем к анализу экономической мысли Античности и рассмотрим особую роль Аристотеля как первооткрывателя экономики, его учение об экономике и хрематистике, понятии справедливой цены. Затем мы обратимся к средневековой схоластической традиции и рассмотрим, каким образом она трактовала проблематику частной собственности, справедливой цены и взимания процента.
2.
2.
Меркантилизм
В данной лекции будет рассмотрен донаучный этап экономической мысли, возникший в XVI—XVIII вв. — меркантилизм. Мы начнем с предпосылок возникновения этого учения, выделим характерные для меркантилизма темы и рассмотрим узкое и широкое определение меркантилизма. Затем мы проследим историческое развитие данного учения и проиллюстрируем его при помощи кейсов реальной меркантилистской экономической политики в Великобритании и Франции.
3.
3.
Зарождение теории
В рамках данной лекции будет рассмотрено несколько теоретических проектов будущей экономической науки, предложенных авторами XVII—XVIII вв. Мы поговорим о трудах Уильяма Петти, Ричарда Кантильона, Джеймса Стюарта и Джона Ло и об отличительных особенностях их теоретических подходов. В завершении мы рассмотрим «Басню о пчелах» Бернарда де Мандевиля и ее влияние на последующее развитие экономической теории.
4.
4.
Физиократия
В рамках данной лекции мы поговорим о первой экономической школе, появившейся в середине XVIII в. во Франции. Мы рассмотрим основные теоретические предпосылки физиократов, а также ключевые концепции — чистый продукт, первоначальные и ежегодные авансы, деление общества на три класса. Затем мы проанализируем, как работает созданная Франсуа Кенэ «Экономическая таблица», показывающая, как в рамках годового кругооборота производится, распределяется, обменивается и потребляется продукт, и обратимся к основным практическим выводам физиократов. В завершении лекции мы рассмотрим влияние школы физиократов на дальнейшее развитие экономической теории.
5.
5.
Адам Смит
В рамках данной лекции мы обратимся к наследию человека, стоящего у истоков классической экономической науки — к Адаму Смиту. Мы начнем разговор с его раннего творчества — с книги «Теории нравственных чувств», и сопоставим его концепцию человека в данном труде с более поздними. Затем мы обратимся к тому, как Смит трактует понятия богатства, поговорим о важнейших факторах богатства народов — разделении труда, бережливости и производительности труда. В конце лекции мы уделим время понятию «невидимой руки рынка» и надлежащей роли государства в экономике по Смиту.
6.
6.
Экономическая теория XIX в.
В рамках данной лекции мы рассмотрим, как развивалась экономическая теория в XIX в. Прежде всего, мы обратимся к классикам политической экономии — к Давиду Рикардо, Томасу Мальтусу и Джону Стюарту Миллю. Мы рассмотрим их ключевые теории: теорию земельной ренты, теорию сравнительных преимуществ, теорию народонаселения и другие. Для того, чтобы дать более объемную панораму экономической мысли данного периода, мы обратимся к немецкому критику классической политической экономии — Фридриху Листу, который предложил собственный проект национальной экономической теории.
7.
7.
Карл Маркс
В ходе данной лекции мы обратимся к экономическому наследию Карла Маркса. Мы поговорим о том, какие задачи он ставил перед собой в «Капитале» и почему его не устраивали те ответы, что давали его предшественники, посмотрим на его теорию стоимости и на разгадку секрета прибавочной стоимости (прибыли). Далее мы рассмотрим его закон тенденции к понижению средней нормы прибыли и вытекающие из этого перспективы конца капитализма.
8.
8.
Маржиналистская революция. Австрийская школа
Во время данной лекции мы рассмотрим резкие изменения в экономической теории, произошедшие в 1870-х гг. После того, как мы познакомимся с теорией научных революций, мы поговорим о ключевых отличиях новой маржиналистской парадигмы от классической политической экономии. В результате маржиналистской революции возникли три школы экономической теории — австрийская, англо-американская и лозаннская. В завершении лекции отличительные особенности австрийской школы рассмотрены, основываясь на трудах ее основателя — Карла Менгера.
9.
9.
Англо-американская и лозаннская школы
В этой лекции мы продолжим разговор о школах экономической теории, появившихся в результате маржиналистской революции. Сначала мы разберем особенности теории англо-американской школы на основе трудов А. Маршалла — одного из наиболее влиятельных экономистов того времени. Мы посмотрим на основные инструменты теоретического анализа, появившиеся благодаря Маршаллу, разберем особенности предложенной им методологии, и увидим, почему сам Маршалл предпочитал воспринимать себя как преемника классической теории. Далее мы обратимся к трудам Леона Вальраса, бывшего основоположником лозаннской школы, и рассмотрим его концепцию общего равновесия. В завершение мы обратимся к дискуссиям о природе и причинах маржиналистской революции, которые современные ученые ведут в наше время.
10.
10.
Институционализм
В ходе этой лекции мы обратимся к трудам Торстейна Бунде Веблена — основателя традиционного институционализма. Вебленовский институционализм стал реакцией на избыточную рациональность человека в трудах классиков и маржиналистов. Через обогащение модели человека элементами психологии и обращение к историческому развитию Веблен приходит к совершенно новому типу экономической теории. На основе его главной книги «Теория праздного класса» мы проследим, как, с точки зрения Веблена, эволюционировал важнейший институт современности — праздный класс, как менялись методы демонстративного потребления и демонстративной праздности.
11.
11.
Джон Мейнард Кейнс
Эта лекция посвящена одному из наиболее влиятельных экономистов XX в. — Джону Мейнарду Кейнсу. Сначала мы обратимся к его ранней статье «Конец laissez faire», в которой он излагает свои идеи о причинах победы идеологии невмешательства государства в свободный рынок и критикует ее. Затем мы перейдем к его главному труду — «Общей теории занятости, процента и денег», и рассмотрим его анализ рынка труда, рынка инвестиций и сбережений, рынка ликвидности и экономической системы в целом. В завершении мы поговорим о его практических рекомендациях и рецепции его идей в экономической теории.
12.
12.
Рональд Коуз
В ходе данной лекции мы поговорим об одном из основателей неоинституциональной экономической теории — Рональде Коузе. Сначала мы рассмотрим его статью «Природа фирмы», в которой он предложил свое объяснение того, почему существует фирма. Для того, чтобы понять вклад Коуза в развитие науки, мы также сопоставим его теорию фирмы с теорией Фрэнка Найта. Затем мы перейдем к коузовскому анализу внешних эффектов и сравним его с анализом Артура Сесила Пигу, подход которого до того был наиболее распространенным. В заключении мы поговорим о «теореме Коуза» и ее критике самим Коузом.
13.
13.
Йозеф Алоиз Шумпетер
Эта лекция посвящена одному из самых известных представителей австрийской школы в XX в. — Йозефу Алоизу Шумпетера. Сначала мы обратимся к его раннему труду «Теория экономического развития», и рассмотрим взгляды Шумпетера на теорию развития, предпринимательство, монополию, природу прибыли и процента. Затем мы перейдем к его книге «Капитализм, социализм и демократия», где Шумпетер полемизирует с Марксом и современниками относительно перспектив капитализма, и поговорим о том, почему институциональная структура буржуазного общества отмирает, несмотря на то, что с экономической точки зрения капитализм оказывается вполне жизнеспособным.
14.
14.
Фридрих Август Хайек
В рамках данной лекции мы обратимся к богатому экономическому и социально-философскому наследию Фридриха Хайека. Для того, чтобы представить идейно-теоретический контекст эпохи, мы сначала обратимся к дебатам о возможности рационального расчета при социализме, в которых в том числе участвовал наставник Хайека Людвиг Мизес. Затем мы обратимся к самим трудам Хайека и рассмотрим его теорию спонтанного расширенного порядка, социальной эволюции и децентрализованной обработки информации конкурентными рынками. В завершении мы поговорим о его теории частных денег, в настоящее время использующейся для описания криптовалютных инструментов.
15.
15.
Послевоенная экономическая теория
Эта лекция посвящена развитию как мейнстримной, так и гетеродоксальной экономической теории после Второй Мировой войны. В первой части лекции мы поговорим о неоклассическом синтезе и рецепции идей Кейнса в виде модели IS-LM и кривой Филлипса, а также обсудим проблемы кейнсианской теории в 1970-х гг. Затем мы перейдем к идеям Джона Кеннета Гэлбрейта о трансформации современного капитализма и появлении техноструктуры — прослойки, принимающей ключевые решения в рамках управления корпорациями. В завершении мы поговорим о вкладе Альберта Хиршмана в развитие экономической теории и обратимся к его междисциплинарным исследованиям выхода, голоса и верности, а также риторики реакции и прогресса.
16.
16.
Марксистская экономическая теория в XX в.
В ходе этой лекции мы поговорим об одной из попыток переосмысления и модернизации марксизма в XX в. — об аналитическом марксизме. Это движение, появившиеся в конце 1970-х гг., стремилось обновить марксизм на базе таких инструментов мейнстримной экономической теории, как теория игр и теория общего равновесия, сохранив критический потенциал трудов Маркса. Для иллюстрации того, как возможно реализовать такое совмещение, мы рассмотрим теорию эксплуатации и класса, разработанную Джоном Рёмером. В завершении мы поговорим о причинах, обусловивших закат этого движения, и о его дальнейшем влиянии.
17.
17.
Посткейнсианская экономическая теория
Эта лекция посвящена одной из главных современных гетеродоксальных школ — посткейнсианской экономической теории. Сначала мы поговорим о том, почему посткейнсианцы были недовольны доминирующей интерпретацией Кейнса, в чем состоят их ключевые теоретические утверждения и методологический подход. Затем мы рассмотрим «спор двух Кембриджей» — теоретическую дискуссию о природе капитала как фактора производства. В завершении лекции мы обратимся к наследию Хаймана Мински, критически проанализировавшего природу современных финансовых рынков.
18.
18.
Экономический империализм
Главной темой этой лекции является вторжение экономистов в предметное поле других социальных наук, получившее название «экономический империализм». Мы рассмотрим подход Гэри Беккера, согласно которому отличительной чертой экономической науки является не ее предмет, а ее метод, и затем проследим применение этого метода к таким явлениям, как человеческий капитал, дискриминация, экономика семьи и другим. Затем мы рассмотрим экономический подход к исторической науке и завершим ее разговором об экономическом анализе права.
19.
19.
Поведенческая экономика
Эта лекция посвящена школе, которая вошла в мейнстрим экономической теории сравнительно недавно — поведенческой экономике. В начале лекции по поговорим об истоках — «старой поведенческой экономике» и ее основателе Герберте Саймоне. Затем мы разберем вклад в новую поведенческую экономику наиболее известных ее представителей — Амоса Тверски, Дэниэла Канемана и Ричарда Талера. В завершении мы поговорим о возможности экспериментов в экономической науке и о том, какого рода сложности возникают при интерпретации их результатов.
20.
20.
Философия и методология экономической науки
В завершающей лекции курса мы поговорим о методологии экономической науки. В начале лекции мы поговорим об идеях, в наибольшей степени повлиявших на философскую рефлексию мейнстримной экономике — о фальсификационизме К. Поппера и позитивизме М. Фридмана. Затем мы поговорим о том, почему эти идеи не всегда достаточно полно описывают даже те теории, которые стали классическими в рамках экономической науки, и разберем ряд постпозивистских представлений о том, как функционирует современная экономическая наука.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература

  • Автономов В.С., Ананьин О. И., Макашева Н. А. История экономических учений. М.: Инфра-М, 2002.
  • Аникин А. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М.: Политиздат, 1975.
  • Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: Издательство ГУ-ВШЭ, 2003.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М.: АСТ, 2022.
  • Гэлбрейт Д. К. Новое индустриальное общество. Избранное. М.: Эксмо, 2011.
  • Кантильон Р. Опыт о природе коммерции: общие вопросы. М.: Издательство Института Гайдара, 2024.
  • Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. Избранное. М.: Эксмо, 2017.
  • Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Немур П.С. Д. Физиократы. Избранные экономические произведения. М.: Эксмо, 2011.
  • Лист Ф. Национальная система политической экономии.
  • Маркс К. Капитал: критика политической экономии. Т. I-III. М.: Эксмо, 2020.
  • Рикардо Д. Начала политической экономии и налогообложения. Избранное. М.: Эксмо, 2012.
  • Ронкалья А. Богатство идей: история экономической мысли. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.
  • Сандмо А. Экономика: история идей. М.: Издательство Института Гайдара, 2019.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М: Эксмо, 2022.
  • Хаусман Д. (ред.) Философия экономики: антология. М.: Издательство Института Гайдара, 2012.
  • Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007.